14.06.2017 11:37
Метро продлевает время работы в дни матчей Кубка конфедераций

Городская подземка объявила расписание работы в дни игр. Некоторые вестибюли не будут принимать пассажиров.

07.06.2017 0:00
MaslovaVi

Гостиница не новая, но содержится в весьма приличном состоянии. Внутри все аккуратненько, приятный просторный холл.

«Виват, субмарины!»: 7 памятников подводному флоту

03.09.2015 15:16

Этим летом все мировые СМИ взахлеб рассказывали, что у берегов Швеции обнаружена российская подводная лодка. Правда, в «деле» существовала одна пикантная деталь: данная субмарина затонула в далеком 1916 году. «Такое может быть?» - волновались скептики. «Вполне», - отвечали историки. Ведь официально к проектированию подводных лодок Морское министерство России приступило в 1900 г. 

Впрочем, встречались в нашем Отечестве «опытные образцы» и гораздо более раннего времени. История о них не забыла. И, что особенно примечательно, в Петербурге, городе морской славы и морских традиций, а также в его окрестностях, многим из них даже установлены памятники. Впрочем, увековечена у нас память и настоящих, действовавших командиров и экипажей подводных лодок. Итак, рассказываем по порядку.

«Потаенное судно»




В 1718 году русский умелец Ефим Никонов, плотник из подмосковного села Покровское, подал на имя Петра I челобитную, где вполне внятно изложил предложение построить «потаенное судно», которое «в море, в тихое время, будет из снаряду разбивать корабли». Царь вызвал креативно мыслившего самоучку в Санкт-Петербург и повелел немедленно приступить к работе. 

«Опытная модель» напоминала собой огромную бочку, а в ее изготовлении были использованы медные листы, железные полосы, доски и кожа. Ходить лодка должна была на весельной тяге, а экипаж состоять – из 4 человек. 

Известно, что в 1721 г. судно было испытано в присутствии самого Петра. Оно камнем пошло на дно, ударилось о грунт и проломило днище. Царь велел «продолжить работы», а также объявил, чтобы Никонову «никто конфуза в вину не ставил». Новоявленный судостроитель не унывал и готовился к новым испытаниям, каждое из которых по-прежнему терпело фиаско. А тут и Петр умер, мастер угодил в опалу, а построенная им подводная лодка сгнила в заброшенном сарае. 

Зато в Сестрорецке (считается, что примерно где-то здесь проходили «никоновские» испытания) появился памятник самой первой подводной лодке в России, изготовленный на петербургском бондарном производстве. Конечно, точных чертежей Никонова не сохранилось, поэтому назвать памятник «точной копией» было бы слишком смело. Скорее, это дань памяти всем русским «левшам», своим мастерством и смекалкой не раз прославившим Отечество.

Примечательно и то, что этот памятник находится возле храма Святых апостолов Петра и Павла, посвященного подводному флоту России: на его территории установлены памятные доски с названием затонувших подводных лодок и фамилиями погибших моряков.

Где находится: Сестрорецк, Петровская наб., 1

Памятник первой подводной лодке




Сегодня гатчинцы и гости города могут любоваться памятником первой русской подводной лодке, установленным недалеко от комплекса зданий Конюшенного ведомства, который является точной копией знаменитого подводного аппарата.

Считается, что именно в Гатчине состоялся первый заплыв этого инженерного чуда, созданного по проекту изобретателя Степана Джевецкого. Его лодка была небольшой, длиной всего 6 метров, а ее предполагаемая глубина погружения не превышала 8 метров. Cубмарина приводилась в движение педалями, как велосипед, и была рассчитана на экипаж из четырех человек, которым приходилось работать в полной темноте. По замыслу инженера, лодка-диверсантка могла подкрасться к вражескому судну и выпустить две всплывающие мины, а затем - удалиться на безопасное расстояние и взорвать их по электрическому проводу. Интерес к изобретению проявил сам наследник престола, будущий Александр III. Имеется и легенда о том, как проходило первое испытание лодки. 

Гатчина. Серебряное озеро, февраль 1881 года. Александр III сидел в шлюпке, наблюдая за происходящим – смельчак Джевецкий был внутри аппарата. Проплыв несколько раз под шлюпкой императора, инженер причалил к берегу и подарил императрице Марии Федоровне букет орхидей со словами: «Это дань Нептуна Вашему Величеству». 

Говорят, цесаревич повелел спешно создать 50 подобных лодок: поэтому субмарина Джевецкого и считается первой в мире серийной боевой подводной лодкой. Но наступал технический ХХ век, и его лодка морально устарела, не успев превратиться в «серию». 

Где находится: Гатчина, Кирасирский бульвар

Памятник «Морякам-подводникам Балтики. Живым и мёртвым»




В День Победы, 9 мая 2000 г. в Кронштадте был открыт памятный знак подводникам-балтийцам. Памятник выглядит по-военному строго: рубка подводной лодки С-156 «Комсомолец Казахстана» и небольшой гранитный валун перед ней с укрепленной на нем памятной доской. 

Подводная лодка С-156 37 лет находилась в составе соединений ВМФ в Кронштадте, неоднократно получала звание «лучшей», а в 1986 году ей было присвоено звание «отличный корабль». В 1990-м году лодка была исключена из состава ВМФ, будучи отданной для разделки на металл. Но ограждение ее рубки вскоре получило другую, «вторую» жизнь, став элементом памятника. 

Где находится: Кронштадт, пл. Рошаля

Памятник мини-субмарине «Тритон-2»




Все в том же городе боевой славы Кронштадте, на территории Морского Кадетского корпуса, можно увидеть и памятник малой подводной лодке «Тритон». На вооружении нашего ВМФ в период с 1975 по 1990-е годы состояли сверхмалые подводные лодки «В-499» проекта 908 «Тритон-2». Они выполняли разведывательные задачи, патрулируя акватории портов, а также осуществляли доставку и эвакуацию водолазов-разведчиков. Подлодка была рассчитана на двух членов экипажа и четырех водолазов. Всего по проекту было построено 13 субмарин. Одну из них сегодня можно увидеть воочию, если, конечно, вам удастся попасть на территорию Кадетского корпуса. 

Где находится: Кронштадт, Морской Кадетский корпус, ул. Зосимова, 15.

Памятник экипажу подводной лодки С-13 и ее командиру А.И. Маринеско




Этот памятник работы скульптора В. Приходько также находится в Кронштадте. Его вряд ли возможно увидеть кроме как на фото, так как находится он на закрытой территории.

Между тем, этот памятник весьма знаменит. Во-первых, это самый первый памятник Маринеско, установленный в СССР. Памятник опальному командиру первоначально был установлен на территории бригады подводных лодок в латвийской Лиепае в 1986 году. А уже через 2 недели с памятника сняли фамилию «Маринеско» и эпитет «Героическому». Этот варварский акт обнародовала газета «Известия». Было собрано более миллиона подписей в защиту славного имени смелого капитана 3-го ранга, а результатом стало присвоение ему в 1990-м году звания Героя Советского Союза (посмертно). После развала СССР и вывода российского Военно-Морского флота из Латвии, памятник был перенесен военнослужащими на новое место дислокации - в Кронштадт, где и находится поныне.



Впрочем, сегодня и в самом Санкт-Петербурге имеется памятник А.И. Маринеско (работы скульптора И. Корнеева и архитектора В. Бухаева), который, в отличие от «кронштадтского», общедоступен.

Где находятся: памятник в Кронштадте – на закрытой территории, в Санкт-Петербурге – на пр. Стачек, недалеко от дома № 67.

Подводная лодка Д-2 «Народоволец»




Хотя эта подводная лодка установлена на постаменте – бетонных киль-блоках, она является не только памятником, но и музеем одновременно, посвященным истории отечественного кораблестроения 1920-1930 гг. и героических действий советских подводников в годы Великой Отечественной войны. Лодки этого проекта были первыми, построенными в нашей стране после Октябрьской революции. Они существенно превосходили проекты подводных лодок Российской Империи. Кстати, всего по проекту было построено шесть таких лодок, и замечательно, что петербургский «Народоволец» не ушел в 60-е годы на металлолом.

В свое время был восстановлен не только внешний вид подводной лодки, но и ее «начинка»: все ее отсеки являются такими же, какими были в годы войны. 

Где найти: Санкт-Петербург, Шкиперский проток, 10

 

Источник: http://www.cityspb.ru/blog-746826/0/

Задать вопрос

Все вопросы